Таинство Крещения начинается с молитвы на поставление в степень оглашаемого. Оглашением называется период подготовки к Крещению, в течение которого человек обучается основам православной веры и нравственности. В древности взрослые проходили оглашение от одного года до трех лет, осознавая всю серьезность Таинства. Сейчас, при Крещении младенцев, оглашение в основном проходит в виде нескольких подготовительных бесед для родителей и крестных, которые фактически и будут отвечать за воспитание ребенка, которому еще только предстоит обучаться Православию.
Церковь считает, что некрещеный человек находится под особым влиянием падших ангелов, которые, по своей гордыне отпали от Бога и стали врагами как Его Самого, так и всего того, что Он создал. Поэтому священник перед началом Крещения читает так называемые «запрещения» - он обращается к сатане, требуя от него отойти от крещаемого и не прикасаться к нему. У Бога же испрашивается помощь в борьбе с искушениями и о даровании ангела-хранителя. Но это не какой-то магический ритуал, автоматически дающий результат. Все зависит от личной готовности человека бросить вызов злу, поэтому после запрещений следует чин отречения от сатаны – крещаемый (или его крестный) подтверждает, что отрекается «от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его», после чего символически плюет, повернувшись лицом на запад, который в данном случае, как место, где заходит солнце, символизирует тьму.
После отречения от сатаны следует сочетание со Христом. Крещаемый (или его крестный) подтверждает, что «верует Ему, как Царю и Богу». Фактически это исповедание личной верности, присяга, причем не какому-то абстрактному «богу в душе», но конкретной Личности, представления Православной Церкви о Которой находятся в Символе веры, своде вероучительных истин. Если хотя бы одно из положений этого текста человеком не признается, то он не может считаться «православным», то есть «правильно славящим Бога». Поэтому перед принятием Крещения крещаемый (или его крестный) обязательно зачитывает этот текст, выражая своё полное с ним согласие.
Кульминационный момент чинопоследования – троекратное погружение крещаемого в воду, с призыванием Бога Отца, Сына и Святого Духа. Вода – это символ очищения, возрождения и обновления. В греческом языке название совершаемого Таинства звучит как «Баптисма», то есть буквально «Погружение». Это погружение символизирует смерть вместе со Христом, а выход из воды – воскресение вместе с Ним. Воскресение Христово открывает для человека Царствие Небесное, и в Крещении ему подаются благодатные силы для того, чтобы войти в него, следуя за Христом в своей обновлённой духовной жизни.
В знак начала этой обновлённой жизни на новокрещенного надевают белую одежду и нательный крест (именно поэтому в славянских языках это Таинство называется «Крещением»).
Сразу же после Крещения совершается другое Таинство – Миропомазание. Миро –это жидкое благовонное вещество весьма сложного состава, которое освящается лично Патриархом. Им помазывается лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги крестившегося. Таким образом подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни. Можно сказать, что после совершения этого Таинства благодатные силы, данные человеку в Крещении, приходят в действие.
После Миропомазания следует троекратное обхождение вокруг крещальной купели с пением слов из послания апостола Павла: «Те, кто во имя Христа крестились, во Христа облеклись». Являясь выражением духовной радости, эти действия напоминают о том, что наша жизнь с Богом не ограничивается временными рамками, а простирается в вечность, так как круг – это общеизвестный символ вечности. После этого читаются два отрывка из Нового Завета, той части Библии, которая имеет для христиан особое значение. Сначала – из послания апостола Павла, затем – из Евангелия от Матфея. Эти отрывки еще раз раскрывают глубинный смысл Крещения и свидетельствуют о то, что оно является богоустановленным Таинством.
В конце чинопоследования совершается омовение мира с тела крещаемого и пострижение его волос. Стирая миро, мы свидетельствуем, что не зрительно видимые знаки и символы даруют человеку благодать, а полученная им в Таинстве «печать Духа Святого», которая действует в нем изнутри. Пострижение же волос является символом послушания и жертвы. Человек, начинающий жизнь с Богом, приносит Ему в жертву с радостью и благодарностью частичку своей красоты. Особенно живым этот обряд становится при Крещении младенцев: ребенок в принципе не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы.
Завершающим действием Крещения младенца становится чин «Воцерковления», который выражает очень важную мысль о том, что через это Таинство человек становится членом Церкви. Младенец мужского пола заносится в алтарь, как потенциальный священнослужитель, а женского пола подносится к Царским вратам алтаря, после чего вручается в руки крестному или крестной. Именно крестные вместе с родителями теперь несут ответственность за реальное воцерковление ребенка. Крещение – это только начало духовного пути, который проходит в Церкви через участие в общем богослужении, личную молитву, изучение Священного Писания, исполнение заповедей. Совершением Крещения подписывается договор с Богом, Творцом Вселенной, и к этому договору, накладывающему обязательства, не нужно относиться легкомысленно.
Крёстный (восприемник) — в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни. Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.