Перед Таинством Венчания совершается особый чин Обручения, центральный момент которого - троекратный обмен кольцами между женихом и невестой. Ранее Обручение (или Помолвка) было юридическим договором, в котором главы семейств жениха и невесты окончательно соглашаются на брак последних. Но времена меняются и теперь этот чин имеет преимущественно символическое значение - обмен кольцами означает, что жених и невеста отныне должны жить друг для друга и обмениваться друг с другом всем, - и эта взаимность между ними должна быть бесконечна (как в кольце - круге - нет конца).
"Имеешь ли ты (имя) намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?" - такой вопрос ждет жениха, а затем, в соответствующих формулировках, и невесту после совершения Обручения. Взаимное согласие и желание на вступление в брак является залогом семейного счастья и одним из важнейших условий законности брака. За этим важным вопросом следует и другой - не связаны ли жених и невеста обещанием о вступлении в брак с другим людям? Иными словами, не отравляет ли обман начало их семейной жизни. Только после правильных ответов на эти вопросы Венчание может состояться.
А вот и тот кульминационный момент, который дал название Таинству, - на головы брачующихся надеваются венцы. Как в древности венок из лавровых листьев или цветов служил символом награды борца за победу в единоборстве, так при вступлении в брак венец (уже в виде короны из металла и ткани), - символ того, что жених и невеста победили похоть, то есть сохранили девственность. В связи с этим, в частности, в древнерусской церкви, на второбрачных венцы вообще не возлагались. Второе символическое значение венцов, которые являются атрибутом царской власти, состоит в том, что Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи, царями всего будущего потомства.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
После возложения венцов священник читает отрывки из Нового Завета, показывающие, как Бог относится к браку. За историю человечества было написано и спето бесчисленное множество строк, воспевающих отношения между мужчиной и женщиной, но до сих пор среди них особо выделяются слова апостола Павла: "Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь... Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит... Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою". Также читается отрывок о том, как Христос совершил свое первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской.
В Священном Писании есть два подхода к алкоголю. С одной стороны, царь Давид говорит, что "вино веселит сердце человека", а с другой, апостол Павел предупреждает: "Не напивайтесь вином, это ведет к распутству". Проблема не в самом алкоголе, а в том, как он употребляется. И когда священник троекратно дает молодоженам выпить из общей чаши вина, это, во-первых, символизирует свадебную радость и напоминает об уже упомянутом чуде Христа, а во-вторых, показывает, что они впредь будут все делить пополам: и счастье, и несчастье, и радости, и скорби, и труды, и покой.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и под пение особых песнопений троекратно обводит новобрачных вокруг аналоя (специального столика), на котором лежат Крест и Священное Писание. Этот короткий крестный ход является отголоском пышной свадебной процессии, которая совершалась в древности, - раньше в этот момент священник, брачующиеся и гости выходили из храма и направлялись в дом молодых, где, после заключительных молитв, происходил свадебный пир. Теперь же символический смысл обхождения вокруг аналоя аналогичен смыслу обручальных колец - повторяемый круг служит знаком того, что молодожены должны хранить свой союз вечно.
После окончания шествия священник снимает венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих. В древности снятие венцов происходило в конце праздничного пира, после чего благословлялась спальня молодоженов. Теперь Венчание заканчивается в храме тем, что новобрачных подводят к Царским вратам, где жена и муж целуют друг друга, после чего им вручается две иконы - Спасителя и Божьей Матери. Оканчивается чинопоследование возглашением многолетия новобрачным.